9 октября 2019

Трагедия над Черным морем – все концы в воду…

4 октября 2001 года  

украинские военные сбили

пассажирский «Ту-154».

Все 78 человек погибли.

Наше государство

предпочло остаться тогда в стороне.

В 13-44 самолет, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, вышел на связь, а сразу после этого исчез с экранов радаров. В это время он летел на высоте 11 тысяч метров над Черным морем. В нем следы преступления и оказались утопленными. Но нет ничего тайного, что бы не стало явным. Тела 15 пассажиров и части самолета, плававшие на поверхности, удалось собрать…

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) установил: пассажирский самолет был сбит украинской ракетой – как раз тогда в Крыму проходили военные учения.

Годы ушли у родственников пассажиров того страшного рейса «Тель-Авив – Новосибирск», чтобы добиться хоть какой-то реакции от властей Украины. И хотя на борту находились, кроме израильтян, еще и 27 граждан России, наше государство ничем не помогло их родным и близким. Вот теперь тогдашняя беспринципность и аукается нам…    

Еще ничего не было известно, но тогдашний президент РФ Владимир Путин публично заговорил о теракте: «… версия теракта отрабатывается в первоочередном порядке». Израильская сторона, потерявшая 51 своего гражданина, категорически отвергла возможность взрыва на борту самолета. Стоит только вспомнить, что катастрофа случилась, когда еще и месяца не прошло после американской трагедии 11 сентября – взрыве башен-близнецов в Нью-Йорке. В аэропорту Бен-Гурион всегда были особые меры безопасности, после 11 сентября они стали просто беспрецедентными, и пронести взрывчатку на борт не мог никто из пассажиров.

Следствие, проведенное тогда украинской стороной, пришло в конце концов к выводу: катастрофа случилась не из-за халатности военных, обслуживавших зенитно-ракетный комплекс С-200В и пустивших ту ракету, а всего лишь по причине рокового стечения обстоятельств. И потому ни армия украинская, ни государство украинское ни за что отвечать не должны. В расследовании поставили жирную точку. Почему украинское небо не было закрыто на время военных маневров?  Такого вопроса никто даже и не задал – не то что ответа потребовать!..

Кто знает, как все сложилось бы дальше (точнее, вряд ли стоит сомневаться, как все сложилось бы!), не будь среди погибших граждан Израиля. В результате Украина вынуждена была подписать мировое соглашение с Израилем и Россией. По нему родные пассажиров сбитого самолета получили  в течение 2003 – 2005 годов компенсацию – 15,6 миллиона долларов.  За каждого погибшего семьи получили по 200 тысяч долларов. Однако один из важнейших пунктов предшествующего тому соглашению меморандума – привлечь к ответственности виновных – так и не был никогда исполнен.

Более того! Когда российская авиакомпания, потерявшая своих пилотов и самолет, в украинских судах пыталась взыскать с Минобороны Украины стоимость сбитого лайнера «Ту-154» - это 15,3 миллиона долларов – она проиграла поочередно их все! Пуск ракеты, в конце концов признали, но было заявлено, что сбить пассажирский самолет она не могла, и погиб он из-за взрыва на борту. Почему тогда непричастная к гибели чужого самолета Украина признала свою вину перед родными погибших? Этот вопрос, который буквально висел в воздухе, так там висеть и остался…

Я – не исключение, и тоже уверена:  если бы самолет принадлежал авиакомпании Израиля, государство все бы сделало, что от него зависит, и та получила бы и возмещение ущерба, и компенсацию. Но компания, хоть неведомо почему и носившая английское название «S7 Airlines» (бывшая «Сибирь»), была российской. И сражалась в украинских судах в одиночку.

Государство Российское за спиной своих граждан и не маячило…