20 ноября 2023

Он обещал: «Бедных не будет!»

Бориса Годунова можно считать

самым трагическим сидельцем

на царском троне.

А потому что был выбран!

19 ноября 1825 года Александр Пушкин, отбывавший ссылку в Михайловском, закончил работу над окончательной редакцией поэмы «Борис Годунов». В которой он впервые порвал с романтизмом и предстал представителем реалистического направления. И четко сформулировал: любая власть есть насилие, а значит, и зло.

С этим спорить не приходится, наш гений прав. Все дело лишь в масштабе причиняемого зла, его необходимости… Но вот с тем, каким он представлял себе царя Бориса и представил нам, своим читателям, согласиться трудно.

 

Именно во время правления Годунова (в 1598 году он был венчан на царство, в 1605 году внезапно умер в возрасте 53 лет) на Руси была изготовлена первая географическая карта. Это при нем начали строить новый дворцовый комплекс и провели водопровод в Кремль – первый на Руси! И это он – не царь Петр! - первым из правителей мечтал открыть в Москве университет и впервые отправил 20 человек учиться за границу, и пригласил иноземцев на службу.

Он оказался талантливым дипломатом: заключил в 1595 году мирный договор со Швецией и вернул России Ивангород, Копорье, Ям, Корелу.

 Он повел страну на Урал и в Сибирь, основал города Воронеж, Самара, Царицын… Это он создал систему патриаршества…

 

Борис Годунов был первым русским правителем, который задумался о положении крестьян (они получат освобождение только три века спустя, в 1861 году!). Он пообещал: бедных не будет! И вполне мог исполнить свое обещание, если бы ему дали время.

Борис Годунов был первым разумным самодержцем в русской истории и одним из лучших. Но трагическое стечение обстоятельств и краткий срок пребывания у власти не позволили ему свершить все то, о чем мечтал.

А в глазах народа, о котором он радел, Годунов был «незаконным» царем! Потому что был «всего лишь» избранным на власть…

Вот и пойми наш электорат, что ему надо – дела или голубую кровь? Которая на самом деле вовсе не голубая, а как у всех нас, – красная!